© 2022 Благотворительный фонд помощи детям-отказникам и детям-сиротам «БЮРО ДОБРЫХ ДЕЛ». ОГРН 1127799011856, ИНН 7705520900.

Пойти по пути наименьшего сопротивления — это не про него

история саши
Когда спрашиваешь молодого человека о личностях, которые его вдохновляют, вряд ли ожидаешь услышать имя Ломоносова и Суворова.
Когда спрашиваешь молодого человека о личностях, которые его вдохновляют, вряд ли ожидаешь услышать имя Ломоносова и Суворова. Но именно их называет Саша Антонов — бывший воспитанник детского дома, а сейчас — студент факультета картографии и геоинформатики МИИГАиК. 

«Михаил Васильевич Ломоносов вдохновляет своим стремлением к обучению, к науке и знаниям. Он в 20 лет начал учиться вместе с теми, кто был на порядок младше него — на 3-4 года. Над ним смеялись, а он всё шел вперед и так добился своей цели. Преуспел во многих науках, достиг больших успехов в жизни. А у полководца Суворова не было ни одного поражения».
Тернистый путь к знаниям
По 43 статье российской конституции каждый имеет право на образование. Это одна из немногих статей, где говорится не только о праве, но и о тех, кто это право обязан реализовать — родители или заменяющие их лица. Такие гарантии государство дает только на этапе школы, а получить высшее образование становится сложнее. Даже для тех, кто растет в семье, ответить на вопросы «кем мне быть», «как и где выучиться» — непростая задача. Зачастую родители проживают этот ответственный период вместе с детьми: рассматривают разные варианты, дают советы и изучают всю подноготную. Ребенок из детского дома нередко остается в решающий момент один на один с собой. Кураторы «Бюро добрых дел» пытаются это одиночество заполнить. Они проводят тренинги на профориентацию, устраивают экскурсии в компании, рассказывают о вузах, помогают с оформлением документов и наставничеством. В некоторых случая оплачивают обучение в вузе на коммерческой основе.

Куратор фонда Наталья считает, что в сознании многих выпускников детских домов заложено, что поддержка от государства, например, пособия, станут основной опорой, поэтому на себя и жизненное планирование рассчитывать начинают в меньшей степени. Проект «Успешное будущее» по профориентации нужен не только затем, чтобы приободрить морально, но и предупредить потенциальные ошибки.
Саша на рабочей смене
Саша на рабочей смене в волейбольном клубе. Несмотря на загруженный график в университете, он и сейчас соглашается подработать на выходных
Коллега Натальи Евгения вспоминает непростой период у Саши, когда ему не хватило всего лишь одного балла для поступления на бюджет. «Для него эта была трагедия», — вспоминает Евгения. Он думал отслужить в армии, но ему предложили поступить на обучение в коммерческом университете. Оплату в университете «Синергия» оплатил фонд, во всем остальном Саша справлялся сам. Без стипендий и пособий ему пришлось подрабатывать: по ночам официантом, а по выходным — администратором в волейбольном клубе. После окончания коммерческого вуза Саша решил пойти учиться дальше в государственный. Он успешно поступил на бюджет, но тут вмешалась армия.
«Пойти по пути наименьшего сопротивления — это не про него»
Знание и сила характера — это то, что копится годами. По воспоминаниям куратора благотворительного фонда «Бюро добрых дел» Евгении, воспитанник детского дома Саша начал работу над таким накоплениями гораздо раньше, чем многие его сверстники. Подростком он сидел в библиотеке, использовал любые возможности заниматься с бесплатным репетитором, находил каналы с образовательным контентом. Несмотря на то, что его обучение зачастую было самостоятельным, оно было также очень кропотливым и последовательным. «Пойти по пути наименьшего сопротивления — это не про него», — говорит Евгения.

После академического отпуска из-за армии он восстановился на первый курс. «Мне понравилось в армии. Я стал больше ценить время. Начал думать, на что я его трачу. Правильно его использую или неправильно. Стал более осознанным. Время надо тратить на саморазвитие и пользу обществу», — говорит Саша.

В его вузе — МИИГАиК — принято считать, что факультет на котором он учится, самый сложный. «Само название направления — факультет картографии и геоинформатики — вызывает у многих людей озадаченность, — замечает Саша, — Это уникальная специальность. Она требует знания в области математики, физики, земледелия, климатологии, экологии, геодезии и гуманитарных предметов. А еще нужно программировать, уметь чертить карты, разбираться в местности, ездить в полевые лагеря».
Саша на рабочей смене
Факультет картографии и геоинформатики, на котором учится Саша, считается одним из самых сложных в МИИГАиК
Специалистом чего именно будет выпускник такого факультета, представить действительно сложно. И впечатляюще, если посмотреть на историю выпускников. Один из них — Виктор Петрович Савиных — закончил на отлично специальность «Оптико-электронные приборы» в 1969 году. А через 9 лет попал в отряд космонавтов. Виктор Савиных суммарно пробыл в космосе 252 дня за 3 полета. 50-й космонавт СССР и 100-й — Земли, сейчас ректор вуза, в котором учится Саша. Наряду с Ломоносовым и Суворовым, эта личность тоже вдохновляет Сашу. О его научном вкладе он планирует написать реферат.
«Думать, планировать, жить»
Из-за огромной нагрузки в университете у Саши почти не остается свободного времени. Раньше он занимался музыкой, рисовал, а одним из любимых занятий было «уйти с друзьями куда-то далеко и потом от туда возвращаться. Уходили на Волгу и прыгали с эстакады. Уезжали в другой город. Шли. Направлялись в неизведанное. Сейчас это будет официально — турпоходы и лагеря полевых исследований называется», — смеётся Саша.

Он не очень любит разговаривать о себе, но ему нравятся люди, с которыми можно поговорить обо всем на свете без вредных привычек. Рядом с такими людьми он чувствует, что становится лучше. Сам он тоже любит делиться всем, что замечает вокруг. Во время разговора, например, рассказал о походе в музей Усадьбы Демидовых и о том, что там в отличном состоянии сохранился паркет, которому уже почти 300 лет. С интересом рассказывал, как компания «Яндекс» привлекает геоинформатиков для разработки автомобилей на автопилоте и дорог для них. Или объяснял, как работает система 2гис. После просьбы описать себя 3 глаголами, Саша отвечает: «Думать, планировать, жить».

«Я люблю планировать свои дни, недели. Это помогает более осознанно жить, больше успевать, отсеивать лишнее. В планах на этот год у меня закончить курс без троек, чтобы выйти на хорошую стипендию. В следующем году хочу подтянуть физику и математику, выучить язык программирования Python и английский».

Текст: Лобынцева Лида
Фото из личного архива Александра Антонова
Вечный вклад за работой
Поддержите целевой капитал с помощью пожертвования на любую сумму.
Каждому ребенку из детского дома — успешное будущее!